Разливы нефти нужно максимально быстро ликвидировать

Разливы нефти нужно максимально быстро ликвидировать

Крупномасштабные разливы нефти при авариях танкеров и повреждениях нефтяных платформ относятся к наиболее частым и опасным по своим последствиям чрезвычайным экологическим ситуациям. Наиболее известными катастрофами такого рода являются аварии с танкерами «Торри-Каньон» (1967г.), «Амоко-кадис» (1978г.), «Престиж» (2003г.) и разливов с буровых платформ «Браво» (1977 г.) [3,7 ].

Интенсивное развитие морских перевозок в Черноморском бассейне, в том числе нефтепродуктов, представляет потенциальную опасность для экосистемы Черного моря и морского побережья.

Практически все участки Черноморского побережья обладают значительным природно-ресурсным потенциалом и интенсивно осваиваются курортной индустрией.

На морском побережье Украины расположены также 2 биосферных заповедника (Дунайский и Черноморский), 7 природных заповедников, 1 Национальный природный парк, 35 природных заказников, 32 парка-памятника, 102 памятника природы. Общая площадь этих природно-охраняемых территорий составляет около 2,8 тыс. км2, т.е. 15% всей площади прибрежной полосы моря.

В плане защиты природной среды и минимизации последствий возможных разливов нефтепродуктов необходимо проанализировать существующую систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых аврийными разливами нефтепродуктов.

До настоящего времени в северо-западном Причерноморье не было зарегистрировано ни одного крупного разлива нефтепродуктов со значительным ущербом морским экосистемам. Все разливы нефти в портах Одесской области были связаны с нарушениями при проведении балластных операций и бункеровке. Наибольший из разливов – 54 т, произошел в 1997 г. по вине экипажа танкера «Афманин фейс». Утечки нефти и нефтепродуктов произошли с камбоджийского судна «Мэд балкер» (1,5 т нефти), греческого судна «Адвентур» (3.0 т нефти).

Ежесуточно в порты Одесского региона заходит, как минимум, один крупнотоннажный танкер. В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего значительного увеличения объемов транспортировки нефти через терминал «Пивденный» в Малом Аджалыкском лимане. Для его функционирования в объеме проектной мощности (40 млн.тон нефти) ежегодно необходимо осуществить 500 заходов танкеров дедвейтом 80 тыс.т.

По статистическим подсчетам аварии танкеров происходят при каждом тысячном заходе в порт и в 75% связаны с «человеческим фактором» [ 3 ]. Поэтому полностью устранить возможность аварий нельзя.

В значительной мере эффективность операций по ликвидации разливов нефти на море определяет временной фактор. На основании исходной информации об аварийном разливе нефти (тип судна, место аварии, её масштабы, вид нефтепродуктов, гидрометеорологическая обстановка и т.д.) с помощью использования прогностической компьютерной модели определено направление и скорость движения нефтяного пятна [ 11 ] и способы ликвидации разлива. После чего необходимо обеспечить выполнение организационно-технических мероприятий по привлечению к работам, в зависимости от масштабов аварий, необходимых технических средств (нефтемусоросборщиков, вспомогательных судов необходимого количества боновых заграждений и сорбентов).

Независимо от масштабов разливов нефти ликвидационные работы основываются на выполнении трёх основных операций: локализации пятна, сбора разлитой нефти, ликвидации последствий разлива, в том числе, очистке береговой зоны в случае её загрязнения. В последние годы эти задачи достаточно эффективно решаются в портах Украины в рамках выполнения планов ЛАРН [ 6 ].

Значительно более сложной проблемой является ликвидация крупномасштабных разливов нефтепродуктов в открытом море. Такого рода операции часто протекают в сложной гидрометеорологической обстановке и требуют международного участия. Для сбора мазута после аварии танкера «Престиж» были задействованы нефтесборщики Испании, Бельгии, Великобритании, Дании, Франции, Германии и Нидерландов. Для ликвидации крупномасштабных аварий в США уже в 80-х годах был разработан Национальный план по ликвидации разливов нефти, а в Швеции – Национальная программа развития средств и методов ЛРН [ ].

Основным способом сбора нефти с поверхности моря является механический с применением нефтесборщиков, а для малых глубин – адгезионных нефтесборщиков – скиммеров.

Для открытого моря наиболее эффективным нефтесборщиком в Черноморском регионе является «Светломор», который способен работать при волнении моря с высотой волны до 2 м с производительностью до 400 м3 нефти в час. При крупных разливах возможно использование неспециализированных судов с относительно простыми бортовыми навесными нефтесборными устройствами.

В ряде стран в качестве средств для борьбы с нефтяными разливами применяются различные диспергаторы (Аgma EP 540, ameroid oil spill, BP 110VX. Finasol OSR-2, X-3125) и их концентраты (Аgma EP-559, Compound-W1911, Corexit 7664, Finasol OSR-5, Jeek-A, Seawash и др.).

Несмотря на создание нового поколения диспергаторов ( Rexit 9527, Magnus, Varine cieanez Smilh herder), обладающих значительно меньшей токсичностью, их применение имеет существенные ограничения или вообще запрещено в ряде стран [ 3 ]. Вместе с тем, учитывая, что значительная часть водной толщи Черного моря занимает сероводородная зона, целесообразно изучить возможность применения диспергаторов в случаях крупномасштабных разливов нефти в открытых районах моря.

Эффективным способом локализации нефтяных разливов является постановка бонов быстрого развертывания, доставка которых к месту аварии осуществляется скоростными катерами. Применение боновых заграждений при благоприятных погодных условиях позволяет собрать с помощью нефтесборщиков до 70-80% разлитых нефтепродуктов. В настоящее время для локализации нефтяных пятен или защиты берегов применяются боны различных конструкций: «Хайт спринт», «Балкход», «Сентинол», «Шаргадиан», «Уорден Фенс Бумз», «Минипэк/Максипек» [ 9 ]. При крупномасштабных разливах возникает необходимость постановки боновых заграждений большой длины. Так, при аварии танкера «Амоко Кадис» было выставлено 11 км боновых заграждений типа “Sykore-11”.

Наряду с усовершенствованием конструкций бонов в последнее десятилетие в России, Польше, Украине и некоторых других странах начат выпуск сорбирующих бонов, однако опыт применения такого типа бонов в открытом море пока отсутствует.

Для сбора нефтепродуктов в акваториях портов Украины рекомендованы следующие типы сорбентов: неорганические (перлит, вермикулит), органические (солома, вылущенные початки кукурузы, торф, опилки, волокна целлюлозы) и синтетические (пенопласт, полиуретан). В принципе, все эти сорбенты могут быть применены и для открытых акваторий моря, в мировой практике в качестве сорбентов широко применяются высушенные высокопористые глины однако их быстрое погружение на дно моря не обеспечивает устранения нефти из морской среды.

В последние годы в Украине и за рубежом разработаны принципиально новые типы сорбентов, которые обладают специальными свойствами. К таким сорбентам относятся биосорбенты с иммобилизованными культурами микроорганизмов деструкторов нефтепродуктов, (препарат «Эконадин», выпускается НПП «Эконад», Одесса), обеспечивающими биодеструкцию углеводородов нефти в природных условиях и не подлежит сбору; сорбенты с магнитными свойствами, что облегчает их сбор из труднодоступных мест, сорбенты, содержащие ПАВ и реагенты-отвердители нефти [ 1 ].

К числу основных проблем, связанных с применением сорбентов при ликвидации крупных разливов нефти относятся: необходимость хранения больших объемов сорбентов в качестве неснижаемого запаса, нанесение (распыление) дисперсных сорбентов и сбор их с поверхности моря, сложность их утилизации.

Применение сорбентов с биодеструктивными свойствами, например «Эконадина», снимает две последних проблемы. В Украине этот препарат разрешено не собирать с поверхности воды, т.к. деструкция сорбированных нефтепродуктов происходит непосредственно в природной среде.

Рынок сорбентов быстро расширяется, а их производство осуществляет уже более 300 компаний в мире [ 1 ].

Широкий ассортимент сорбентов выпускается в России («ИМП»-3, «БТИ»-1, «Эко ДС-1», «Лесорб», «Сорбойл», «БТК!-1, «НМП»-3). Великобритания («Конвед», «Норсопол», «Сосол», «Дресер-Дри», «Конвент сорбент педс», «Файбер перл», «Финсор», «Ойл Снейр»). Эффективными сорбентами располагает Белорусь («Лесорб», «Мукат-4»), Франция («Турбосорб», «Пауерсорб»), Канада ( «Питсорб»), США («Праймсорб»).

В зависимости от основных лимитирующих факторов (место аварии, объем разлива, тип нефтепродукта, гидрометеорологическая обстановка) должно быть разработано несколько сценариев ликвидации возможных аварийных ситуаций, включающих технические возможности имеющихся нефтесборщиков и вспомогательного флота, потребности в боновых заграждениях, необходимость применения сорбентов, их типа и количества с учетом неснижаемых запасов портов и дополнительных поставок сорбентов в режиме чрезвычайной ситуации. Необходимо также заранее определить и согласовать районы моря, в которых возможно применение диспергаторов и разрешенный для этих целей перечень диспергентов, а в случаях крупномасштабных сорбентов предусмотреть способы и места их утилизации.

Координация работы по ликвидации аварийных разливов нефти в открытых районах моря осуществляется находящимся в г.Одессе морским региональным спасательно-координационным центром Государственной поисково-спасательной службы на водных объектах Украины Министерства чрезвычайных ситуаций Украины.

Исходя из мировой практики одним из возможных путей решения проблемы материально-технического обеспечения работ по ликвидации крупномасштабных разливов является создание крупных специализированных компаний типа «Экошельф» (Россия) или «Вайкома» (Великобритания).

В случае крупных аварий может возникнуть необходимость участия в их ликвидации стран Черноморского бассейна, что может быть осуществлено в рамках «Стратегического Плана Действий по восстановлению и защите Черного моря» [ 10 ] в содействии с Консультативной группой по вопросам охраны окружающей среды и безопасности в судоходстве в г. Варне.

Решение проблемы быстрой и эффективной ликвидации крупных разливов нефти в открытых районах Черного моря требует ускорения принятия национального плана действий или межведомственной программы ликвидации аварийных разливов нефти в Черноморском бассейне.

Буду признателен Вам если поделитесь статьей:
Получайте еще больше новой информации подписавшись на RSS-ленту!

Нет комментариев к "Разливы нефти нужно максимально быстро ликвидировать"

Комментарии закрыты.